Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

Типовые ошибки, совершаемые подрядчиком при исполнении государственного контракта

Как показывает практика, подрядчик, подписывая государственный контракт зачастую забывает о содержании его условий до того момента, пока не возникают проблемы при его реализации, а взаимоотношения с заказчиком не переходят в юридический спор. Поэтому тема статьи является актуальной уже продолжительное время.

Автору настоящей статьи довелось довольно длительное время оказывать юридические услуги ряду строительных организаций, специализирующихся на выполнении государственных и муниципальных контрактов, поэтому  данная статья будет содержать обобщение полученного опыта, который позволит избежать тех ошибок, которые регулярно совершают подрядчики при реализации контрактов.

Ошибка № 1. Подписание акта приема-передачи строительной площадки до фактического приема-передачи строительной площадки.

До начала выполнения работ по контракту отношения заказчика и подрядчика не омрачены негативным опытом, в связи с чем, подрядчик обычно без колебаний удовлетворяет просьбу заказчика подписать акт о приемке строительной площадки, поскольку считает, что данное действие носит исключительно формально значение. Однако в дальнейшем, после более подробного ознакомления с предметом работ выявляются обстоятельства, препятствующие началу производства работ. Например, по причине ошибок в проекте или неверно выполненных изыскательских работ, обнаруживается отсутствие в проектной документации объектов, имеющихся на строительной площадке в натуре (автор статьи в своей практической деятельности сталкивался с ситуацией, когда в проектном месте прохождения газопровода обнаружился укрепленный объект времен Великой отечественной войны 1941-1945 гг., а проектные ошибки, когда трасса линейного объекта проходит по территории жилых домов и вовсе является типичной). Указанные обстоятельства ведут к простою и автоматически создают ситуацию, при которой генеральный подрядчик при наличии подписанного акта приема стройплощадки нарушает сроки выполнения строительных работ.

Ошибка № 2. Подписание актов приемки выполненных работ до момента их фактического выполнения.

Весьма распространенной ошибкой, допускаемой подрядчиками при реализации госконтрактов, является подписание актов о сдаче-приемке выполненных работ в отношении работ, которые еще не выполнены. Особенно распространенным данное нарушение становится по окончании финансового года, когда заказчик, опасаясь возврата  денежных средств в бюджет, пытается получить документы, которые формально «закрывают» освоение выделенных на текущий год денежных средств.

Подобная ситуация ведет к тому, что при начале выполнения уже «выполненных» работ подрядчик, желая угодить пошедшего ему навстречу заказчику и сталкиваясь с проблемами при реализации контракта, формально (путем незамедлительного соответствующего уведомления заказчика) не приостанавливает выполнение работ. В результате подрядчик часто несет убытки, связанные с выполнением прямо непредусмотренных проектно-сметной документацией работ, но необходимых для того, чтобы отработать денежные средства, переведенные заказчиком в конце года.

Ошибка № 3. Неформальное отношение к вопросу подписания актов сдачи-приемки выполненных работ

Как известно, факт выполнения работ оформляется путем двустороннего подписания соответствующего акта приема-передачи выполненных работ. При немотивированном отказе заказчика от подписания актов выполненных работ порой возникают ситуации, когда подрядчик в последствии вынужден доказывать факт выполнения таких работ. Во избежание подобной ситуации, подрядчику следует направлять акты выполненных работ способом, позволяющим доказать факт получения документов заказчиком (например, нарочным с сопроводительным письмом, почтой России с ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату и т.п.). В случае, если заказчик немотивированно отказывается от приемки выполненных работ, либо «молчит», т.е. не направляет в адрес подрядчика экземпляр подписанных документов и не уведомляет об отказе в приемке работ, подрядчику следует подписывать акты приемки выполненных работ в одностороннем порядке и хранить их (желательно также дополнительно уведомить заказчика о факте одностороннего подписания акта выполненных работ).

Ошибка № 4. Боязнь направления заказчику претензии

Среди руководителей коммерческих лиц распространено предубеждение, в соответствии с которым направление претензии рассматривается как враждебный по отношению к заказчику акт. Однако претензионная работа сама по себе вовсе не влечет разрыв договорных отношений, а является одним из обычных аспектов реализации государственного контракта, позволяющим при необходимости доказать в суде факт обращений в адрес заказчика по спорному вопросу. В деле направления претензионных писем подрядчику следует руководствоваться теми же правилами, которые действуют для направления актов приема-передачи выполненных работ. Вести переписку путем использования электронной почты не рекомендуем, поскольку судом такая переписка может быть не принята в качестве доказательства.

Ошибка № 5. Небрежное отношение к ведению исполнительной документации.

Генеральному подрядчику следует помнить, что приемка законченного объекта капитального строительства осуществляется только при наличии исполнительной документации. Часто в процессе реализации госконтракта генеральный подрядчик, учитывая тот факт, что отсутствие исполнительной документации обычно не является основанием для отказа в промежуточной оплате работ, недобросовестно относится к ведению исполнительной документации (в том числе субподрядчиками). Вместе с тем, следует учитывать, что некоторые части исполнительной документации (например, акты освидетельствования скрытых работ) не могут быть составлены задним числом или восстановлены.

Ошибка № 6. Выполнение прямо не предусмотренных контрактом работ.

В следствие некачественно выполненных проектно-изыскательских работ перед подрядчиками часто возникает необходимость выполнения работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, стоимость которых не покрывается сметным лимитом на непредвиденные работы и затраты. Следует учитывать, что даже письменная просьба заказчика выполнить такие работы с обещанием их оплатить, а также подписание по результатам таких работ двусторонних актов приемки выполненных работ не гарантируют подрядчику их оплату. Последнее утверждение проиллюстрируем наглядным примером из судебной практики.

Осенью 2011 года муниципальным заказчиком -  Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля были заключены два муниципальных контракта с разными строительными организациями. Предметом одного контракта была реконструкция детского сада, стоимость работ составляла 51 млн. рублей (исполнитель – ООО «Строй-регион», г. Иваново), а предметом другого – строительство детского сада, стоимостью 152 млн. рублей (исполнитель – ООО «Ярнефтехимстрой-2», г. Ярославль). В процессе исполнения обоих контрактов генеральными подрядчиками выявлялись обстоятельства, препятствующие выполнению работ (такие как выявление необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, несвоевременное представление заказчиком ордера на производство земляных работ  и пр.). Как следует из решений судов (дела А82-1087/2013 и А82-4874/2013), работы по контракту сторонами официально не приостанавливались.   

Как стало известно автору настоящей статьи, заказчик просил подрядчиков работы по контракту не приостанавливать, сторонами по обоим контрактам были подписаны ведомости дополнительных работ, с подробным указанием видов, объемов и стоимости дополнительных (не предусмотренных ПСД) работ, выполнение которых было необходимо для введения объектов в эксплуатацию. Заказчик, просил подрядчиков эти дополнительные работы выполнить и подать в суд на взыскание стоимости этих работ, в свою очередь заказчик обещал признать в суде факт поручения выполнения спорных работ, а также факт их принятия. Впоследствии в суде заказчик иски не признал, однако факты поручения и принятия выполнения спорных работ заказчиком не оспаривались. Однако судами по обоим делам было принято решение об отказе во взыскании задолженностей, которые составляли соответственно 5 875 888,96 рублей (для ООО «Строй-регион») и 8 882 807,54 рублей (для ООО «Ярнефтехимстрой-2»). Не помогло ООО «Ярнефтехимстрой-2» и повторное обращение в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения (дело А82-11351/2014).

Более того, из-за долгих согласований внесения изменений в проектную документацию без оформления полного приостановления работ по контракту генеральными подрядчиками по обоим контрактам была формально допущена просрочка выполнения работ. Указанное обстоятельство повлекло взыскание заказчиком с генподрядчиков неустойки (дела А82-16004/2014 и А82-16006/2014), которая составила 3 270 195,83 рублей (для ООО «Строй-регион») и 1 796 225,37 рублей (для «Ярнефтехимстрой-2»).

Таким образом, отказ от уведомлений о приостановке работ по контракту, отказ от ведения претензионной работы по качеству проектно-сметной документации, окончились для обеих организаций многомиллионными убытками. Во избежание подобных проблем подрядчикам при возникновении необходимости выполнения изначально неуказанных в проектно-сметной документации работ необходимо неукоснительно руководствоваться требованиями статей 716 и 719 Гражданского кодекса Российской Федерации и реализовывать свое право на приостановку работ по контракту при наличии достаточных на то оснований.

 

Автор статьи – Удалихин Александр Владимирович, Директор ООО «НСО»

Примечание: статья была опубликована в еженедельнике «Аукционный вестник» (№ 254 (08.204) пятница, 14 августа 2015 г.)