Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

К вопросу о проблемах применения Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.

 

04 февраля 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило Постановление № 99 от 04.02.2015 г. (далее по тексту также – «Постановление»), которым признало ряд прежде действовавших Постановлений, среди которых Постановление Правительства № 1089 от 28.11.2013 г., утратившими силу и установило:

1) перечень дополнительных требований к участникам закупок, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (установлен Приложением № 1 к Постановлению);

2) перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (установлен Приложением № 2 к Постановлению);  

3) дополнительные требования к участникам конкурсов с ограниченным участием (установлены Приложением № 2 к Постановлению).

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что дополнительные требования к участникам конкурсов с ограниченным участием установлены как Приложением №1 к Постановлению, так и Приложением №2 к Постановлению. Указанное обстоятельство создает предпосылки для совершений организаторами торгов нарушений (например, установление при подготовке документации о конкурсе с ограниченным участием дополнительных требований только в соответствии с одним из Приложений к Постановлению).

Обратим также внимание Заказчиков на тот факт, что в соответствии с Постановлением дополнительные требования организаторы торгов теперь обязаны устанавливать и к участникам закупок, предметом которых является текущий ремонт (в случае, если  начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей).

Далее остановимся подробнее на Приложении № 1 к Постановлению.

Правила Приложения №1 не распространяются на открытый конкурс, закрытый конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Для иных способов определения поставщиков нормы Приложения №1 являются обязательными.

Очевидно, что законодатель в силу несовершенства юридической техники указал в Приложении №1 на документы, которые подтверждают соответствие участника дополнительным требованиям как в столбце втором Приложения №1 к Постановлению, так и в столбце третьем, при этом указание на документы принципиально отличается. Так, столбец второй п.2 Приложения № 1 устанавливает дополнительные требования к участникам закупок работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Указанный столбец устанавливает требование о наличии у участника наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка). Столбец третий устанавливает, что такой опыт должен быть подтвержден копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копиями акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копией акта о приемке выполненных работ (При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе).

Как видим, столбец второй предусматривает возможность предоставления только одной копии контракта (договора), в то время как столбец второй предусматривает возможность предоставления копий нескольких контрактов (договоров). Указанное противоречие приведет к проблеме толкования нормативного правового акта, когда участники будут представлять несколько копий контрактов (договоров), которые только совокупно будут подтверждать опыт выполнения работ на сумму, равную или более 20 % от начальной цены контракта.

К сожалению, как в данном пункте Приложения №1, так и в целом по тексту Постановления, законодатель не всегда использует терминологию градостроительного законодательства, что иногда не позволяет понять, какие именно документы он имеет в виду.

Для того, чтобы проблема с толкованием указанных терминов стала более ясной, приведем следующую справочную информацию.

Перечень объектов,  на которые требуется оформление акта приемки законченного строительством объекта капитального строительства (унифицированная форма КС-14) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен статьей 51 Градостроительного кодекса России. В тех случаях, когда объект не требует разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформляется акт приемки законченного строительством объекта капитального строительства по унифицированной форме КС-11.

Факт выполнения отдельного этапа строительно-монтажных работ принято оформлять по унифицированной форме приемки выполненных работ КС-2, при этом с 01 января 2013 года применение форма КС-2 не является обязательным, и сторонами могут быть использованы акты о приемке выполненных работ в произвольной форме.

Таким образом, законодателю надлежало конкретнее обозначить разницу между указанными в Постановлении «актом выполненных работ» и «актом о приемке выполненных работ», «актом о приемке выполненных работ» и «актом о приемке объекта капитального строительства». Кроме того, остается неясным, следует ли под «актом приемки объекта капитального строительства» понимать как акт по унифицированной форме КС-11, так и акт унифицированной форме КС-14 (как это следует из названия документа), или же под «актом приемки объекта капитального строительства» следует понимать акт по унифицированной форме КС-14, а под  «актом о приемке выполненных работ» следует понимать акт по унифицированной форме КС-11 (как это следует из логики построения положений столбца 3 п.2 Приложения №1 к Постановлению).

Кроме того, обращает на себя внимание и то обстоятельство, что при перечислении документов в третьем столбце в п. 2 Приложения №1 применен знак «;» без расшифровки его значения в тексте. В связи с указанным не ясно, должен ли участник по своему усмотрению выбрать, какие документы представить в составе заявки, или он должен представить весь набор документов, разделенный знаком «;».

Наконец, столбец 2 п.1 Приложения №1 предусматривает обязанность о наличии опыта по исполнению именно контракта (очевидно, государственного или муниципального), в то время, как столбец 3 п.1 Приложения №1 позволяет участнику представить в заявке сведения об исполнении как контракта (контрактов), так и договора (договоров).

Указанные выше недостатки в формулировке отдельных положений характерны и для  Приложения № 2 к Постановлению. Однако в отношении порядка применения Приложения №2 имеется и иная проблема.

Часть 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее по тексту также – «Закон № 44») устанавливает перечень случаев, когда заказчик вправе осуществить закупку путем конкурса с ограниченным участием. Однако в соответствии с положениями ч. 2.1. ст. 56 Закона № 44. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2  ст. 56,  путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44 в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом рассматриваемое в настоящей статье Постановление устанавливает требования именно в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44. Возникает следующий вопрос: вправе ли Заказчик устанавливать дополнительные требования в случае, если, используя предоставленное ему ч. 2.1. ст. 56 Закона № 44 право, он решил осуществить закупку работ строительных, указанных в п.5 Приложения №2 к Постановлению, не конкурсом с ограниченным участием, а, например, открытым аукционом в электронной форме?

В соответствии с положениями п.2 Приложения № 1 к Постановлению Заказчик обязан в таком случае установить дополнительные требования к участникам. В соответствие же с положениями ч. 2.1. ст. 56 Закона № 44 заказчик не имеет права устанавливать дополнительные требования к участникам.

Думается, что в указанном случае имеет место коллизия норм права. Указанную коллизию предлагаем решать путем применения принципа иерархии  правовых актов, в соответствии с которой нормы права федерального закона имеют большую силу по отношению к нормам права, содержащимся в нормативных правовых актах Правительства России. Таким образом, по мнению автора статьи, в описанном выше случае заказчик не вправе устанавливать к участникам дополнительные требования.

На основании изложенного считаем, что Постановление Правительства № 99 от 04 февраля 2015 г. нуждается в корректировке, без которой применение указанного нормативного правового акта будет сопряжено с неоднозначностью толкования его отдельных положений.

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья опубликована в еженедельнике «Аукционный вестник» (номер: № 229 (02.179) пятница, 20 февраля 2015 г.).