Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 199

В соответствии с положениями ч. 2.1. ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также - «Закон № 44») Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта.

10 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от  06.03.2015 № 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта " (далее по тексту также – «Постановление»).

Указанное Постановление призвано облегчить положение, в котором в период непростой для России экономической ситуации оказались  лица, исполняющие заключенные в соответствии с Законом № 44 контракты. Далее остановимся подробнее на некоторых положениях Постановления.

Итак, нормы Постановления закрепляют право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта. Думается, что в связи с опасениями вопросов со стороны контролирующих органов, в частности органов прокуратуры, касающихся рисков, с которыми связан отказ от установления обеспечения исполнения контрактов, заказчики неохотно, в исключительных случаях будут использовать предоставленное им право. Например, в случаях, когда закупку провести необходимо быстро и по возможности успешно. К таким случаям, прежде всего, отнесем поставку продуктов питания, медицинских товаров.

Обратим также внимание на то, что если извещением и (или) проектом контракта было установлено обеспечение исполнения контракта, то Постановление в силу абзаца второго применению не подлежит.

Итак, заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнения контракта в случае проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Таким образом, в случае проведения закрытого конкурса положения Постановления не применяются, право же заказчика не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта в случае проведения запроса котировок установлено ч.2 ст. 96 Закона № 44.

Заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнения контракта в случае, если проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта. Случаи, когда проект контракта должен содержать такое условие определены в соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона № 44 Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".

Заказчик также вправе не установить требование об обеспечении исполнения контракта в случае, если проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Заказчик также вправе не установить требование об обеспечении исполнения контракта в случае, если проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15 процентов цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном   органами   субъектов Российской Федерации, местными администрациями, а также проведения заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном   органами   субъектов Российской Федерации, местными администрациями,  и проведения полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств). Приведенное условие содержит, по сути, сразу несколько условий, без выполнения которых заказчик не вправе применять Постановление, а именно:

- проект контракта должен предусматривать аванс;

- размер аванса не должен быть более 15 % от цены контракта (при осуществлении закупок для федеральных нужд) или не более суммы, размер которой установлен субъектом России или органами муниципальной власти;
- проект контракта должен предусматривать оплату каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) в размере не более, чем 70 % стоимости (при осуществлении закупок для федеральных нужд) или не более суммы, размер которой установлен субъектом России или органами муниципальной власти;
- полный расчет в соответствии с положениями контракта должен осуществляться только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств). Спорным является вопрос о том, входят ли 15 % (размер аванса) в те 70%, которые заказчик вправе перечислить подрядчику после выполнения отдельного этапа исполнения контракта для обеспечения федеральных нужд. По мнению автора статьи, аванс также является частью оплаты по контракту, в связи с чем фактическому перечислению исполнителю подлежат только 55 % каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг).

Наконец, заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнения контракта в случае, если участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, которая снижена не более чем на 25 процентов начальной  цены контракта. Следует иметь в виду, что в указанном случае на лиц, не являющихся бюджетными  или автономными учреждениями, право не предоставлять обеспечение исполнения контракта не распространяется. По этой причине при заключении контракта оператор электронной торговой площадки попросит предоставить документ об обеспечении исполнения контракта даже, если участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, которая снижена не более чем на 25 процентов начальной  цены контракта. В указанном случае такой участник вправе прикрепить документ, указывающий на право не предоставлять обеспечение исполнения контракта, составленный в свободной форме.

Постановление действует до 01 января 2016 года и призвано облегчить финансовое бремя участников определения поставщика, которое они несут в связи с заключением контракта. Думается, что уже в ближайшее время участники контрактной системы смогут оценить первые результаты применения рассматриваемого нормативного правового акта.

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья опубликована в еженедельном издании "Аукционный вестник" (выпуск № 233 (03.183) пятница, 20 марта 2015 г.)