Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196

В соответствии с положениями ч. 6.1. ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также - «Закон № 44») в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

10 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее по тексту также – «Постановление»).

Указанное Постановление призвано облегчить положение, в котором в период непростой для России экономической ситуации оказались  лица, исполняющие заключенные в соответствии с Законом № 44 контракты. Далее остановимся подробнее на некоторых положениях Постановления.

Итак, нормы Постановления распространяются только на случаи, когда все обязательства, предусмотренные контрактом, за исключением гарантийных обязательств, исполнены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 году, причем списание начисленных сумм неустоек распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения. Поясним указанное на примере.

Предположим, контракт был заключен ранее 2015 года (например, в 2014 году), а полностью исполнен в 2015 году. В период исполнения контракта (в том числе в 2014 году) у исполнителя возникла перед заказчиком задолженность, связанная с применением к нему неустойки. В соответствии с требованиями Постановления Заказчик обязан списать такую задолженность полностью в случае, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.

В случае, если  общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик обязан предоставить отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года и осуществить списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года. В случае, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет только отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Подчеркнем, что заказчик обязан применять положения Постановления только в случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнил абсолютно все свои обязательства по контракту (за исключением гарантийных) в полном объеме в 2015 году.

Что касается порядка списания денежных средств, авторы Постановления требуют руководствоваться при списании начисленных неустоек порядком, установленном соответствующим финансовым органом заказчика, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд. Думается, что заказчики могут в данной ситуации как разработать свой собственный порядок, так и применить имеющийся, который, например, описывает порядок списания безнадежной задолженности.

 Отметим также, что в соответствии с п. 5 Постановления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)   осуществляется заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд. Таким образом, заказчики, осуществляющие закупки не для федеральных, региональных и муниципальных нужд, применять положения Постановления не должны.

Кроме того, Постановление в силу положений ч. 6.1. ст. 34 Закона № 44, п. 6 самого Постановления действует только до 01 января 2016 года, что должно послужить неплохим стимулом для исполнителей контрактов полностью выполнить обязательства по контракту именно в 2015 году даже в случае, когда срок исполнения обязательства, установленный контрактом, истекает позднее  01 января 2016 г. (разумеется, только в том случае, если  положения контракта предусматривают возможность досрочного исполнения обязательств по контракту).

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья опубликована в еженедельном издании «Аукционный вестник» (выпуск № 232 (03.182) пятница, 13 марта 2015 г.)