Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

К вопросу об оплате цены контракта подрядчикам, применяющим упрощенную систему налогообложения

 

Проблемы, с которыми сталкиваются стороны контракта в случае, когда исполнитель не является плательщиком НДС, возникают часто. Заказчики обычно справедливо полагают, что лица, которые не платят НДС, не имеют права и на получение денежных средств в части 18 % цены контракта. Исполнители контракта, которые освобождены от обязанности уплаты НДС, не менее справедливо полагают, что лишены права на получение вычета по НДС, которым обладают лица, применяющие ОСНО (основная система налогообложения), а потому находятся в менее выгодном положении, которое отчасти компенсируется правом на  получение 18% от цены контракта.

Думается, что верный вектор в разрешении поставленного вопроса содержится в ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту также  - «Закон N 44-ФЗ»).  Указанная норма права содержит описание единственного случая, когда Заказчик вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате стороне по контракту, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, а именно: если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. В иных случаях в силу положений ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ цена не может быть уменьшена заказчиком без согласия исполнителя. Кроме того, Законом № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается по цене, предложенной победителем, при этом в силу положений ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Вероятно, законодатель также намеренно не перенес в Закон о контрактной системе действовавшие прежде положения, которые требовали включения в документацию о закупке порядка формирования цены контракта, включая информацию о включении или невключении в нее налоговых платежей.  Таким образом, законодатель предоставил право заказчику не выделять в тексте документации о закупке (в том числе в тексте проекта контракта) сведения о включении в цену НДС.

В целом в пользу точки зрения, в соответствии с которой заказчик не имеет права уменьшать цену контракта, заключаемого с лицом, не являющимся плательщиком НДС, говорят и те разъяснения, которые были опубликованы в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон N 94-ФЗ).

Так, в соответствии с Письмом Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467   законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены (в том числе по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС). Письмо ФАС России от 06.10.2011 N АЦ/39173 прямо указывает на то,что сумма НДС является прибылью победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Аналогичная точка зрения содержится также в следующих разъяснениях: Письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-11/21, Письмо Минрегионразвития России от 07.07.2009 N 20943-ИП/08, Письмо Минэкономразвития России от 12.10.2011 N Д28-452, Письмо Минэкономразвития России от 30.08.2011 N ОГ-Д28-1140, Письмо Минэкономразвития России от 05.08.2011 N Д28-212, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-80, Письмо Минэкономразвития России от 10.11.2009 N Д22-1255, п. 94 приложения к Письму Федерального казначейства от 19.04.2013 N 42-7.4-05/6.3-432, п. 10 приложения к Письму Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354).

В период же действия Закона № 44-ФЗ было опубликовано единственное Письмо Минфина РФ (от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300), которое было посвящено вопросу снижения цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения. В Письме в частности отмечается, что «норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу. Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1 - 4 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ. В указанных случаях при наличии предусмотренных Федеральным "законом" N 44-ФЗ оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон».

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения по поводу исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.

Таким образом, по мнению автора статьи, уменьшение заказчиком в одностороннем порядке цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения противоречит Закону 44-ФЗ, нормы которого являются специальными по отношению к нормам, содержащимся в иных законах, к которым в частности относится Налоговый кодекс России.

Исходя из изложенного, при расчетах с подрядчиком в случае, если подрядчик не является плательщиком НДС, а в цену контракта НДС включен, заказчикам следует выделять НДС в актах по формам КС-2, КС-3, и иных документах, составляемых при исполнении контракта.

При этом автор статьи исходит из следующего. Освобожденный от уплаты НДС участник размещения заказа, подписывая контракт, в котором цена указана с учетом НДС,   принимает на себя обязательство уплачивать НДС, выставляя соответствующие счета-фактуры. При этом, если такой подрядчик не уплачивает НДС, то соответствующая сумма не подлежит возмещению со стороны заказчика (аналогичная точка зрения содержится в Постановлении 3-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 N 03АП-4174/11, Постановлении 3-го Арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 N 03АП-4194/2009, Постановлении 18-го Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 N 18АП-470/2011, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2012 N Ф07-1272/12, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2011 N Ф05-9275/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.02.2012 N Ф05-14026/11, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2013 N Ф01-7323/13, Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2012 N Ф04-5997/12 и пр.).

Подобный подход страхует заказчика в случаях, когда контракт заключается с лицом, которое использует общую систему налогообложения, но в процессе исполнения контракта переходит на упрощенную систему.

Встречаются также ситуации, когда, например, победителем в торгах признана организация,  которая работает по УСН и которая в процессе выполнения строительно-монтажных привлекла субподрядные организации, являющиеся плательщиками НДС, а цена контракта по соглашению сторон была уменьшена на 18 %. На стадии расчета за выполненные работы заказчик не обязан и не вправе компенсировать подрядчику затраты по уплате НДС, начисленного субподрядной организации. При этом следует иметь в виду, что подрядчик вправе привлечь любого соисполнителя, и при реализации указанного права должен исходить из общего правила, в соответствии с которым предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно и  на свой риск.

Отметим также, что действующее законодательство о контрактной системе, как и действовавшее до этого законодательство о размещении заказов не позволяет проводить сравнение ценовых предложений участников торгов дифференцированно, в зависимости от применяемой участником системы налогообложения. Вместе с тем, сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В указанной ситуации плательщик НДС может выиграть у участника на УСНО, при этом итоговая цена такого победителя может составить сумму, которая превышала бы цену, предложенную «упрощенцем». Указанный вариант оценки ценовых предложений участников, однако, имеет и существенный недостаток, поскольку не предусматривает ситуацию, когда победитель, подписав контракт, переходит на УСНО.

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья опубликована в журнале "Госзакупки.ру" (№ 3, 2015; Подписано в печать 18.02.2015 г.)