Работаем со всеми
регионами России
8 (910) 983-02-49
8 (902) 242-20-48
О НАС
Е-mail: info@ooo-nso.ru
Skype: ooo-nso.ru
Подать on-line
заявку на услуги

К вопросу о проблемах применения Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656

14 июля 2014 года Правительство России в целях протекции товаров машиностроения стран Таможенного союза утвердило Постановление от 14.07.2014 N 656
«Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Постановление», «Акт», «нормативный правовой акт», «НПА»). Указанным Постановлением была ограничена возможность закупки иностранных товаров машиностроения в соответствии с Перечнем отдельных видов машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее по тексту также – «Перечень»). В соответствии с Актом участники, предлагающие к поставке товары  производства стран Таможенного союза, должны были представить в составе заявок акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее по тексту также – «Акт экспертизы»). Порядок предоставления участникам закупок и форма указанного Акта экспертизы были утверждены только в конце августа 2014 года. Более того, участникам закупок также потребовалось определенное время на то, чтобы получить необходимые Акты экспертизы, в связи с чем закупка товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд была фактически сорвана вплоть до наступления зимы.

Несовершенство юридической техники авторов НПА, которое породило множество вопросов, связанных с порядком применения Постановления, непростая экономическая обстановка, сложившаяся к концу  года России, вступление Республики Армения в Таможенный союз явились факторами, которые способствовали внесению изменений в Акт.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 84 от  31 января 2015 года в рассматриваемое Постановление были внесены существенные изменения. В соответствии с изменениями, в частности, к иностранным государствам, на которые не распространяется запрет на закупку отмеченных товаров (Республика Беларусь и Республика Казахстан), добавлена Республика Армения, в Перечень включены новые группы товаров. В частности, добавлены гусеничные тракторы, снегоочистители, транспортные средства для перевозки лиц, находящихся под стражей. Изменениями также предусмотрены случаи, когда участники определения поставщика обязаны предоставлять не Акт экспертизы, а сертификат по форме СТ-1, кроме того, Перечень был приведён в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (вместо Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002)).

Вместе с тем, внесенные в Постановление изменения не решили следующие проблемы.

Разработанное Торгово-промышленной палатой Российской Федерации Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение 1 к приказу ТПП РФ №64 от «25» августа 2014 года) в действующей своей редакции (на дату написания статьи) в соответствии с пунктом 3.1.2. фактически прямо предусматривает запрет на выдачу сертификатов по форме СТ-1 в отношении товаров, происходящих из Республики Армения.

Ссылка на Общероссийский классификатор  продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 в Постановлении № 86 создала ситуацию, когда организаторы торгов вынуждены соотносить коды из ОКПД ОК 034-2014 с кодами ОКПД ОК 034-2007, так как Общероссийский официальный сайт для размещения сведений о размещении заказов синхронизирован именно с ОКПД ОК 034-2007. В связи с чем организаторам торгов при реализации Постановления фактически приходится работать сразу по двум классификаторам.

Получение сертификата по форме СТ-1, а также Атка экспертизы является платной услугой, оказываемой в отношении одного товара, кроме того, указанные документы имеют ограниченный срок действия. Более того, в соответствии с п. 3.1. Приложения 1 к приказу ТПП РФ №64 от «25» августа 2014 года сертификаты по форме СТ-1 выдаются не производителю товара, а заинтересованному участнику закупки. Указанное исключает возможность для производителя получить указанный сертификат и разослать его копию дилерам своей продукции – участникам контрактной системы. Вряд ли указанные факторы имеют что-то общее с протекционизмом в пользу отечественных производителей товаров машиностроения. Учитывая внушительный Перечень, а также отсутствие уверенности в победе в торгах, многие участники определения поставщиков предпочитают просто отказываться от участия в закупочных процедурах. Кроме того, столь значительные изменения в порядке определения поставщика не были надлежащим способом доведены до сведения участников закупок. Указанное на практике приводит к большому количеству процедур, признанных несостоявшимися.

Не вполне понятно и то, как следует поступать лицам, которые, например, предлагают к поставке товар, производящийся и реализуемый исключительно на территории России, ведь Правила определения страны происхождения товаров действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года и находящихся в торговом обороте между этими государствами. Иными словами, формально сертификаты по форме СТ-1 выдаются лишь в том случае, если товар находится в обороте между, по меньшей мере, двумя разными государствами.

Некоторые из указанных выше проблем перекочевали в Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Массовое признание закупок несостоявшимися, дезориентация участников контрактной системы относительно порядка применения Постановления привели к тому, что некоторые организаторы торгов всерьез задумываются о том, как обойти обязанность применения Постановления. В качестве вариантов рассматриваются: размещение закупки на товары машиностроения, формально бывшие в эксплуатации, но имеющие минимальный пробег (или отработку малого количества машино-часов) и иные значения характеристик, сходные с теми, которые имеет новая техника; размещение закупки услуг лизинга (которая к тому же снимает с заказчика обязанность по страхованию техники). Во многих случаях организаторы торгов, хотя формально и установив требования о предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных Постановлением, сознательно признают заявки участников соответствующими требованиям документации в случае их отсутствия.

Фактически на данный момент реализация Постановления сопряжена с трудностями, которые вызваны, в основном, несовершенством самого Постановления, которое, несомненно, нуждается в скорейшей корректировке.

А.В. Удалихин,директор ООО «НСО»

Примечание: статья опубликована в еженедельнике «Аукционный вестник» (№ 230 (02.180)   27 февраля 2015 г.)